Кривая Эббингауза - что значит кривая забывания в психологии

Кривая Эббингауза - что значит кривая забывания в психологии

Кривая забывания показывает, как быстро вылетают из памяти новые знания. Она была впервые представлена в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом и показала, что люди забывают информацию не линейно.

Возможно, каждый, кто прочитает данную статью, уже через 5 дней не вспомнит, что предметом ее была кривая забывания Эббингауза.

Как устроена человеческая память

Чтобы понять, как люди запоминают информацию, нужно знать, что мозг имеет различные «диски хранения» в виде памяти:

  • Сенсорной. Все увиденное и услышанное хранится в течение короткого времени. Если в процессе разговора информация не оценивается как необходимая, она будет немедленно удалена, чтобы освободить место для новой. То, что представляет интерес, переходит на следующий уровень.
  • Кратковременной. Здесь данные содержатся от секунд до минут, чтобы помнить, где остались ключи от машины и кому перезвонить.
  • Оперативной. Объем знаний, хранящийся ровно столько, пока применяется в повседневной жизни: иностранный язык, тригонометрические формулы.
  • Долговременной. Тут информация должна храниться на протяжении всей жизни: детские впечатления (эпизодическая память), словарный запас и знания по специальности (семантическая память). Многие процессы заключены в скрытую (имплицитную) форму, куда каждый обращается бессознательно — действует не задумываясь. Часто это двигательные процессы: плавание, езда на велосипеде или автомобиле.

Только во время сна мозг решает, какой материал перезапишется с одного диска на другой. Во сне информация сортируется и объединяется, но может и искажаться, так как наша память хранится в сети примерно из 200 миллиардов нервных клеток. Взаимосвязанные нейроны в разных областях мозга хранят воспоминания, особенно положительные.

Механизмы запоминания и как на них влиять

Процесс запоминания делится на две группы:

  1. Случайное. Увиденное или услышанное запечатлевается в памяти спонтанно — красивый пейзаж на экскурсии, внезапная встреча знаменитости, дорожное происшествие. Однако запомнить непреднамеренно можно только самое интересное или волнующее.
  2. Специальное. Происходит в процессе учебы, когда необходимо овладеть конкретными знаниями в определенной сфере. Для этого обычно приходится пересиливать себя и заставлять.
  Фильмы по зарубежным и русским классическим книгам.jpg

Если случайные запоминания регулируются только интересом к ним, специальные требуют определенного подхода и обстановки. Чтобы запомнить школьную информацию, полученную на уроке, необходимо неоднократное повторение вне учебного заведения. Максимально усвоить материал можно, если:

  • сконцентрироваться на процессе обучения;
  • убрать от себя все отвлекающие предметы — телефон, компьютер;
  • не думать на другие темы;
  • учить в вечернее время;
  • делать пометки в виде основных мыслей материала.

В какой степени мозговая деятельность и мышление соответствуют практике запоминаний — задача современных исследований, результат которых однажды дадут новое представление о функциях мозга и лечении амнезии.

Представление о кривой забывания

Кривая забывания показывает, как быстро вылетают из памяти новые знания. Она была впервые представлена в 1885 году немецким психологом Германом Эббингаузом и показала, что люди забывают информацию не линейно, а экспоненциально:

  • наибольшая потеря знаний приходится на первые несколько минут, затем кривая постепенно выравнивается;
  • в среднем половина изученных фактов исчезала через полчаса;
  • через 6 дней вспоминается только 23 % выученного материала;
  • в долгосрочной перспективе только 15 % произвольных изученных фактов остаются в памяти.

Вид этой кривой Герман Эббингауз получил, ставя эксперименты на себе — проверял память, зазубривая множество бессмысленных слогов, а затем проверял, насколько быстро он их забывал. Эббингауз смог доказать нелинейный ход забывания, как отражает следующий график: Кривая.jpeg

Каждый предмет изучения имеет разную скорость забывания. Это зависит от заинтересованности в изучаемой теме и сложности материала.

Если бы Эббингауз повторял свой список слогов на следующий день, они оставались бы в голове гораздо дольше.

Почему необходимо забывать

Бытует мнение, что забывание является нарушением работы мозга. Но это важный и недооцененный процесс. Без очистки файлов памяти невозможно мыслить абстрактно.

Ученые рассматривают забывание как противоположность воспоминанию. Все, что люди помнят, переживают или планируют на будущее, зависит не исключительно от имеющихся воспоминаний, но и чего они больше не знают. Поскольку жизнь постоянно меняется, для человеческого мозга крайне важно забывать. Чтобы приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды, необходимо набираться нового и разучиваться, а потом заново восстанавливать в памяти выученное раньше.

Если автомобиль сейчас припаркован возле магазина, то совершенно неважно, где она стояла неделю назад, поэтому предыдущее место парковки спокойно замещается новой информацией.

Люди воспринимают слишком много информации разными органами чувств — их с утра до вечера бомбардируют шумы, запахи и образы. Если бы мозг помнил все, он бы напоминал запутанную кладовую, где важное погребено глубоко под тривиальным.

Как запомнить на всю жизнь

Человеческий мозг подобен мышце, которую можно тренировать с помощью правильных методов запоминания. Процесс включает 4 этапа:

  1. Обработка. Во время лекции информация поступает в мозг через сенсорные рецепторы, сохраняясь доли секунды. Там она фильтруется и остается только то, что понятно.
  2. Кодирование. Поступившие данные оказываются в кратковременной или в оперативной памяти. Они помогают решить математические задачи или исправить электронную таблицу.
  3. Хранение. Перемещение информации из краткосрочной в долговременную память не происходит естественным образом. Мозг не принимает решение самостоятельно — необходимо использовать одну из техник заучивания, чтобы гарантировать сохранение воспоминаний.
  4. Извлечение. Врожденное внимание и то, как информация кодируется и хранится, определяет, насколько успешно можно получить к ней доступ.
Обучение.jpg

Чтобы кратковременная память стала долговременной, ее необходимо укреплять, и она сохранится на длительный срок. Подобная консолидация достигается за счет нескольких методик:

  • С помощью слов (вербальное) — фрагментация, мнемотехника, объединение текстов с мелодией, рифмы, логически связанные ассоциации, повторения.
  • Визуальное — связывание элементов от первого до последнего между собой, конспектирование ручками разных цветов, запись текста на карточках, дворец памяти.

При наличии терпения и достаточной практики каждый может улучшить свою память и научиться запоминать вещи.

Эффект повторения

В исследованиях Эббингауза четко видно: интервалы забывания на кривых отодвигались по времени дальше, когда ученый повторял заученные слоги. Кроме записей необходимой информации на карточках, каждый может научиться нескольким методам повторения:

  • Нанизывание. Если нужно запомнить длинное стихотворение, то следует правильно распределить время на заучивание. Тогда в каждом интервале придется запоминать один куплет, постоянно повторяя предыдущие. К последнему куплету весь стих будет находиться в памяти.
  • «Дом, который». Пересказывать текст, предназначенный к запоминанию, по принципу популярного стишка, где каждое следующее действие связано с предыдущим.

В течение заучивания и повторения важным остается факт понимания темы. Сначала желательно изучить вопрос, а дальше стараться запомнить. Зазубривание материала не оставит в памяти никакого следа. 

Читайте также

Вам может понравиться